Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость

История шерстоткачества

 

 

 

ИСТОРИЯ ШЕРСТОТКАЧЕСТВА

 

 

    Шерсть издавна известна людям. В 9—10 тысячелетии до н.э. люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. В отличие от других волокон, история производства которых была связана с конкретной страной или местом, история шерсти принадлежит всему миру.

  

Остатки шерстяных тканей находили во всех обитаемых частях света при раскопках поселений древних людей. В городе Уре, недалеко от Персидского залива, найдено одно из наиболее старых изображений овцы, выполненное в технике мозаики. Оно датируется приблизительно 3500 г. до н. э.

       Овцеводство было широко развито в Древнем Египте — там из шерстяной ткани изготавливали свободные белые плащи, которые носили поверх льняной одежды. Применяли шерсть и для нанесения узоров на ткани из льна; шерстяные нити использовались в качестве утка при производстве тканей из других волокон.

     В Индии, наравне с хлопчатобумажной одеждой, были распространены изделия из шерсти, а в Китае на высоком уровне шерстоткачество было развито уже в III в. до н. э. Некоторые ткани, найденные при раскопках, по прочности превосходили современные суконные материалы.

     Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии — верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а из грубого волоса делали приводные ремни, долго считавшиеся самыми прочными.

     Древние греки для изготовления одежды применяли мягкие, прекрасно драпирующиеся ткани из шерсти и льна, которые ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Например, в Спарте самой распространенной одеждой был шерстяной гиматий — прямоугольный кусок ткани размером 1,7х 4 м, который драпировался прямо на голом теле. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в нее зашивали груз — кусочки свинца.

     Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона: куска ткани, свисающего вдоль туловища и скрепленного на плечах пряжкой с булавкой — фибулой. Военачальники носили одежду пурпурного цвета.

     В Древней Греции также преобладала одежда из шерсти и льна. 13 период Империи особое значение приобрела цветовая гамма одежды. Например, пурпурные полосы по переду туники полагалось носить только римским сенаторам. Туника полководца победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Белый цвет был закреплен за аристократией, черный и серый выражал печаль. Зеленый, серый и коричневый были обычными цветами сельских жителей. Были известны многочисленные цветовые нюансы: носили платья «лягушачьего» и «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т. д.

     Гомер, например, упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ... был одет на Одиссее, на этом плаще была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен...».

     Умением изготовлять великолепные шерстяные ткани славились византийские ткачи. Фактура тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями и драгоценными камнями. Технологию выделки тонкого сукна передали народам Северной Европы римляне. Британцам шерстоткачество было известно задолго до новой эры, но римляне, завоевав остров, принесли с собой более совершенные приемы ремесла.

     Чтобы улучшить качество тканей, велись работы по улучшению состава шерсти. Известно, что во II в. н. э. римляне вывели новую тонкорунную породу овец — так называемую тарентайнскую, скрестив колхидских баранов с итальянскими овцами. А испанцы скрестили тарентайнских овец с африканскими баранами. Так появилась испанская порода мериносов, распространившаяся по всей Европе и Америке.

     Но до 1760 г. испанцы сохраняли монополию поставщиков шерсти. Вывоз мериносовых овец был строжайше запрещен. Причем если тарентайнские овцы были коричневыми или черными, то порода мериносов давала длинное тонкое белое руно. Французский король Людовик ХIV с трудом приобрел стадо испанских мериносов, от которого после некоторых опытов пошла порода французских мериносов. После скрещивания с местными немецкими породами испанских мериносов получилась порода саксонских мериносов. Особенно славились своими овцами аббатства цистерианских монахов, прибывших в Англию из Франции в   ХII в. Некоторые из аббатств насчитывали до 15 тысяч овец. Монашеские ордена имели свою одежду: нищенствующие монахи облачались в грубошерстные ткани серого цвета, цистерцианцы щеголяли в белых рясах, а бенедиктинцы — в черных.

     В средние века ткани производились преимущественно из овечьей шерсти. Овец стригли ножницами, сохранившими форму римских — без гвоздика посредине. Затем шерсть тщательно сортировали, вымачивали в слабом щелочном растворе, чтобы удалить жир, сушили на солнце и особыми щипчиками убирали приставшие твердые частицы.

 

     Наконец, шерсть трепали, чесала металлическими чесалками или деревянными гребнями. Затем шерсть распутывали и формовали ее в виде своеобразной ленты.

Следующей операцией было прядение. Пряли обычно дома, и занимались этим не только крестьянки, но и знатные девицы и дамы. Поначалу пряли вручную, с помощью веретен. Позже в Европе появилась прялка, вращающая веретено посредством колеса. Хотя такая прялка позволяла быстрее и ровнее прясть шерсть, отношение к ней долгое время оставалось отрицательным. Даже во Флоренции, передовом центре европейского ткачества, вплоть до ХV в. пряжа, изготовленная с помощью колеса, шла только на уток, но не на основу ткани.  Этот процесс распадался на ряд операций. Сначала с веретен разматывали пряжу, получая мотки или початки. Затем определенное число нитей наматывалось на ткацкий навой, образуя основу ткани. Челнок с утком проходил через нити основания, и в результате получалась ткань.

     Римляне знали лишь вертикальный ткацкий станок, а приблизительно в ХIII в. в Европе появился горизонтальный ткацкий станок. Он был оснащен механизмом, действовавшим с помощью педалей и поочередно поднимавший и опускавший нити основы, что ускоряло продвижение челнока с уточной нитью. Ткацкие станки были практически в любом доме, и хозяйка не только пряла пряжу, но и ткала ткань для своей семьи.

      Производство тканей завершалось их отделкой. После удаления инородных частиц шерстяные ткани подвергали валянию для того, чтобы нити сцепились крепче и сукно стало более плотным. Сначала ткань мочили в теплой воде с золой и человеческой мочой, топча ее при этом ногами, затем промывали, били палками и высушивали.

     Когда после валяния, когда сукно усаживалось — становилось короче и уже, — его ворсовали. Для этого его надирали острыми крючками, используя соцветия растения ворсянки. Ворсянку специально разводили в некоторых местностях Европы. Но после такой процедуры ворс получался недостаточно ровным, и его стригли.

     Заключительной операцией была окраска ткани. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, и ему приходилось довольствоваться серым, коричневым и черным, тогда как знать одевалась в красное, зеленое, синее.

С ХII в. домотканые одежды сохранялись лишь в крестьянском обиходе. Феодалы, городская знать пред почитали ткани, изготовленные профессиональными ремесленниками.